СОВЕТЫ

БОТИНКИ
Горнолыжные ботинки словарь
FAQ по снаряжению Ботинки
Анатомия горнолыжных ботинок
Выбор горнолыжных ботинок
Подбор горнолыжных ботинок
Постель для уставшей ступни
"Препарируем" горнолыжный ботинок
Ремонт и подгонка ботинок
Совет. Выбор горнолыжных ботинок
Современные тенденции в конструкции ботинок
Сход-развал ваших ног
Участник к сезону готов
Ботинки Fischer: первый раз - в новый класс
1) Ботинки Rossignol
2) Ботинки Rossignol
Все советы
 

СОВЕТЫ

профессиональных лыжников, сноубордистов, инструкторов обучения и сервиса

Современные тенденции в конструкции ботинок

Выбор ботинок – наиболее ответственный этап при покупке горнолыжного снаряжения. Если неверный выбор лыж может быть компенсирован с ростом уровня технической подготовки, изменением стиля катания, выбором другого склона, наконец, то неверный выбор ботинок можно поправить лишь отчасти – путем их подгонки, возможности для которой достаточно ограничены. При этом неверно выбранные ботинки могут принести вам сплошные мучения и физическую боль.

Современные тенденции в конструкции ботинок напрямую связаны с изменениями в конструкции лыж и технике катания. Карвинговые лыжи предполагают измененную, более рациональную технику. Во-первых, стойка лыжника остается центральной и сбалансированной в течение всего поворота. Для начала поворота карвы не требуют акцентированной загрузки носка лыжи – только ее закантовки. Во-вторых, менее выраженной становится загрузка внешней лыжи в повороте. Старая техника предполагала, что вес между внешней и внутренней лыжами распределяется в пропорции 80/20 или даже 100/0 (чем жестче склон, тем больше загрузка внешней лыжи), и только для целины загрузка приближалась к равномерной. Для карвинговых лыж вес распределяется практически равномерно даже на спортивной трассе и жестком склоне. И, наконец, в современной технике менее выраженными становятся такие элементы, как «разножка» и винтоугловое положение.

Соответственно изменениям в технике изменились и требования к ботинку. Основой становится боковая поддержка ноги, обеспечивающая четкую и быструю перекантовку лыжи. При этом менее выраженная загрузка носков и пяток лыж позволяет использовать более мягкие в продольном направлении ботинки. Кроме того, для новых лыж важно чистое резаное ведение, для которого нужно, чтобы лыжа прогибалась в виде практически идеальной дуги. Основной фактор, мешающий идеальному прогибу лыжи – крепления с платформой и ботинки. Ряд фирм уже предложили интегрированные системы лыжа-крепление, одна из задач которых - обеспечить свободный прогиб лыжи в области креплений. Это Salomon с системой Pilot, фирмы Volkl и Marker с системой Motion, а также менее известные брэнды IBS и Line, выпустившие похожие крепления с установкой на лыжу в районе середины ботинка. Теперь за эту же задачу взялись и производители ботинок.

Изменения в технике катания – лишь одна сторона медали. На конструкцию ботинок влияют новые технологии их производства. Конструкторы ботинок всегда стояли перед дилеммой: с одной стороны, ботинки должны быть достаточно жесткими, чтобы четко и без задержек передавать управляющие усилия ноги на лыжу, с другой стороны – достаточно мягкими, чтобы не давить на ногу. Достичь оптимального сочетания жесткости с удобством для ног ранее не всегда удавалось, но в последнее время фирмы-производители предложили целый ряд решений этой проблемы.

"Мягкие" ботинки
Уже достаточно давно и широко применяются такие элементы конструкции, как деформируемые (например, гелевые) наполнители внутреннего ботинка, которые позволяют ботинку деформироваться под нагрузкой и равномерно перераспределять давление на ногу. Подобные элементы применяются либо в самых ответственных местах, таких как язычок внутреннего ботинка (Tecnica), так и по всей его поверхности (Lange). Помимо гелевых наполнителей, применяются также наполнители сотовые (например, в ботинках Rossignol серий для экспертов FREE и POWER). При этом зачастую подобные конструкции язычка сочетаются с термоформовкой всего внутреннего ботинка.

Первая приятная новинка последних лет – появление ботинок с переменной жесткостью оболочки. Ботинок выполняется из двух и более видов пластика – жесткого для несущих элементов конструкции и более мягкого в тех частях ботинка, которые соприкасаются с проблемными местами ноги. Такой ботинок и ногу от травм защищает, и лыжей позволяет управлять четко и быстро, и на больные места не давит.

схема ботинка Tecnica Rival с технологией двойного впрыска

На снимке: схема ботинка Tecnica Rival с технологией двойного впрыска. Более светлые места – мягкий пластик, обеспечивающий комфорт ноги, более темные – жесткий.

Внешний вид ботинка

В моделях 7 Senses конструкторы Technica даже проделали «окна» в жесткой оболочке ботинка на самых чувствительных местах ноги.

Схема расположения отверстий

Столь же ярко эта тенденция выражена в модели ботинок Soft фирмы Rossignol. В этом случае жесткая внешняя оболочка практически состоит из одних отверстий :-). В остальных местах ногу защищает только мягкий внутренний ботинок наподобие сноубордического.


Аналогичная конструкция у новой одноименной серии Soft от фирмы Dolomite. Жесткой осталась лишь часть оболочки, поддерживающая голень сзади и окружающая стопу снизу. На снимках: модели Soft 1 от Rossignol и Dolomite DC 100 FF:

модель Soft от Rossignolмодель Soft от Dolomite

Термоформуемые материалы
Заметим, что у Rossignol и Dolomite внутренний ботинок – термоформуемый. Все более широкое применение во внутреннем ботинке формующихся материалов - это еще одна тенденция последних сезонов. Формуемый внутренний ботинок либо медленно «течет» при нагреве от тепла ноги, либо предварительно формуется в магазине, где его для этого сначала разогревают на специальном стенде, а затем надевают на ногу и застегивают. После остывания ботинок идеально подходит к ноге, что позволяет сделать его достаточно жестким, так как давление на ногу распределяется равномерно.

Достаточно давно в спортивных ботинках с целью обеспечения плотного прилегания к ноге применялась заливка внутреннего ботинка твердеющим впоследствии пластиком, но это решение, к сожалению, было одноразовым – однажды залитый ботинок становился твердым и подходил только владельцу. Были попытки сделать ботинки с наддувом, но они, видимо, на тот момент оказались недостаточно надежными и не слишком технологичными, и не прижились.

Новые материалы, во-первых, позволяют проводить операцию многократно (порядка сотен раз), а во-вторых, делают ботинок более надежным и простым в производстве, чем модели с заливкой или наддувом. Первой, по-видимому, широко применила подобную технологию фирма Raichle, сегодня подобные решения уже предлагают почти все фирмы, например Salomon, Rossignol, Dolomite, Tecnica. Разница, в основном, состоит в том, сколько раз и каким образом можно формовать ботинок.

Интеграция ботинок и креплений

Atomic Race 11Atomic SX 9Несколько другую задачу пытались решить конструкторы фирмы Atomic. Их целью было минимизировать влияние ботинок на прогиб лыжи в центральной части. Характерной чертой новых ботинок Atomic является новая конструкция внешней оболочки и особенно подошвы ботинка. Подошва под названием Tritech стала разрезной и состоит из трех компонентов – стабилизатора и двух приливов на носке и пятке.

Стабилизатор изготовлен из углепластика (на топ-моделях - из титана), и обеспечивает повышенную жесткость подошвы и четкость управления, а вся система в целом позволяет ботинку как бы гнуться вместе с лыжей.
На снимках: Race 11, SX 9.

Заключение
Итак, что же мы видим? Революции в области горнолыжных ботинок, подобной карвинговым лыжам, пока не случилось. В тоже время, почти каждый производитель предложил интересные новые решения давно известных проблем. В результате сегодняшние ботинки обеспечивают недостижимый ранее уровень комфорта, прекрасное управление лыжами, а также ряд мелких, но приятных дополнительных возможностей типа облегченного надевания или застегивания. Впрочем, для нас это не сделало задачу выбора ботинок более легкой. Горнолыжные ботинки сегодня производят более десятка фирм, при этом почти все брэнды предлагают отличные модели на любой вкус и кошелек, и у простого покупателя все чаще разбегаются глаза. Надеюсь, что эта статья поможет вам немного сориентироваться в основных технических новинках последних сезонов. Приятного катания!

 Рейтинг@Mail.ru  Сайт www.zavjalikha.su зарегистрирован в каталоге Апорт
Место для Вашей рекламы

официальный сайт
ГЛК «Завьялиха» © 2004-2017

E-mail: zavjalikha@mail.ru
тел.: 8(351-91) 4-15-14